Из опыта культурно-образовательной деятельности музея: как сделать музей интересным

   На основе постоянной экспозиции  нами разработано несколько культурно-образовательных программ,  по   которым и строится вся научно-просветительская деятельность музея. Программа «Роднички» предназначена для детей дошкольного возраста и рассчитана на два года. Очень важно именно в этом возрасте приучить ребёнка ходить в музей. Занятия знакомят ребят с природой, историей и культурой их «малой родины», но главное формируют   особенное, ценностное отношение к природной среде, её красоте и богатству, историко-культурному наследию Чусовского края.   Использование в экскурсиях   игровых моментов  помогает  развивать   у детей  наблюдательность, зрительную   память, ассоциативное мышление, эмоциональность.  Наиболее востребованы воспитанниками детских  садов   экскурсии «Знакомьтесь, музей», «Моя Родина – Чусовой», «Кто говорит в часах тик-так»,  экскурсия-игра «Лес чудес»,  праздник «Светлая звезда Рождества».

   Программа «Я – Чусовлянин» предназначена для младших школьников и рассчитана на три года. Цель занятий – ввести музей в сферу жизненных интересов ребёнка, научить пользоваться музеем  и как источником знаний, и как местом для отдыха и развлечения. Программа знакомит детей с историей и культурой Чусовского края, обычаями, обрядами, праздниками и укладом жизни ушедших поколений. Она призвана воспитать у детей уважение к родной природе, её красоте и богатству. Сотрудники  музея постарались максимально разнообразить формы работы с детьми  – это и занятие - сказка «Приключения воробышка», игры-путешествия «Бабушкины сказки», «В гостях у хозяйки Медной горы», игра-инсценировка «Из бабушкиного сундука», ролевая игра «Посиделки у бабы Дуни».   Для учащихся среднего и старшего возраста мы проводим  занятия и экскурсии  с элементами интеллектуально-развлекательных игр по различной тематике  - о природе  и истории родного края, народной культуре, ролевые игры по музейной работе.

   Значительный  приток посетителей мы получаем при организации новых выставок. В современных исторических условиях, когда музеи стараются расширить сферу своего воздействия на население, повышенный интерес к выставкам не случаен.  Выставки, выполняя универсальную задачу в проведении экспозиционной деятельности,  поддерживают интерес публики к музею, формируют   контингент постоянных посетителей из  местных жителей, привлекают их в музейные залы. Каждая наша выставка становится культурным событием в жизни города. Мы  оповещаем о готовящейся выставке заранее – развешиваем афиши на улицах и в школах города, приглашаем посетителей по телефону, на радио и телевидении готовятся передачи, посвящённые открытию выставки. Научные сотрудники стараются сделать  экскурсии интересными для любого возраста. Так на выставке «Звёздные миры», созданной на материалах  Пермского отделения лиги защиты культуры   и рассказывающей об освоении космоса, мы с дошкольниками и учащимися начальных классов отправлялись в путешествие на звездолёте.  Предварительно познакомившись с фотографиями планет Солнечной системы и звёздами телескопа «Hubble»,  дети с удовольствием узнавали их на экране телевизора и следили, затаив дыхание, за изменениями, происходившими на поверхности планет. Неожиданно для нас такая сложная выставка посещалась очень активно. Выставка «Талант, душа и вдохновенье» знакомила посетителей с коллекциями декоративно-прикладного искусства и живописью художника Б.Г. Мальцева из собрания Горнозаводского краеведческого музея. По итогам работы выставки состоялась встреча  «Собрались здесь гости желанные», объединившая детей и взрослых любителей живописи. Большой популярностью у горожан пользуются выставки, посвящённые традициям встречи Нового года. На выставке «Когда ёлка пахла апельсинами» мы познакомили с традициями проведения Рождества,  искусством делать подарки своими руками. Экскурсия включала в себя элементы театрализации – гостей встречала нянюшка Марина, рассказывала легенду о Христе и рождественской ёлке, угощала печеньем. В рамках выставки проводился конкурс «Собака – символ 2006 года». Участники представили собак, сшитых, связанных, вылепленных из глины своими руками. По окончанию работы выставки проводился праздник «Эти чарующие Святки» На нём выступал  с колядками  фольклорный коллектив Детской школы искусств, проводились гадания и различные игры, награждались победители конкурса. Выставка «Машина времени» знакомила посетителей с удивительным миром часов, а дети пытались разобраться в таком сложном вопросе «кто же говорит в часах тик-так». Одним из проявлений феномена временной выставки  является возможность использования серии выставок как стержня культурной программы музея, её основы: связующей, направляющей, обобщающей и, что особенно важно, наглядно и эмоционально-выразительно популяризующей идеи программы.

   В 2006 г. на конкурс социальных и культурных проектов, организованный Чусовским металлургическим заводом, нами был представлен проект «Очищающий ливень памяти». Основными задачами проекта были - создание тематических выставок, раскрывающих историко-культурные, этнографические особенности Чусовского края, организация мероприятий, знакомящих детей с народной культурой, бытом и праздниками крестьян и горнозаводского населения. В проект входила организация трёх выставок: «Восхождение к истокам» (Из истории православия в нашем крае), «Льняные смотрины», «Дары земли щедрой». К каждой выставке была составлена своя культурно-образовательная программа. Так по  выставке «Восхождение к истокам» для дошкольников и младших школьников   проводили не только экскурсии, но и праздник «Светлая Пасха». Дети пели весенние заклички, расписывали яйца, слушали звон колоколов. Особенно весело проводились подвижные игры с яйцами.  Для выставки «Льняные смотрины», организованной в летнее время, была подготовлена особая расширенная программа.  Это  обзорная и  театрализованная экскурсия «Смотрины для Емели», игра-путешествие «Бабушкины сказки», ролевая игра «Как рубашка в поле выросла», музейное занятие «Сей поясок следует носить», выездная экскурсия «Сокровища из сундука», праздники «Люблю берёзу русскую», «Русское разнотравье». Сотрудниками музея разыгрывалась сценка «Сватовство Емели», рассказывающая о выращивании льна, о женском рукоделии и обычаях сватовства.

   В 2007г. нами был представлен на  конкурс проект «Давай играть!». Основная задача проекта – возрождение старинных дворовых игр, даривших детям хорошее настроение и отличное здоровье. В музее была организована выставка «Игры нашего детства». Культурно-образовательная программа  включала обзорную экскурсию «Выходи играть!», час игры «Золушка становится принцессой», праздник «Игры нашего двора». К сожалению, и этот проект не нашёл поддержки. Мы знакомили ребят с играми в рамках  проведения экскурсий. Надо было видеть, с каким удовольствием они играли  в «Удочку», в «Штандер» и другие дворовые игры. Час игры включал мастер-класс «Как сделать лоскутную куклу». Девочки мастерили кукол и забирали их себе на память.   Наиболее посещаемой в этом году была  выставка «О пушистых и пернатых». На ней демонстрировались чучела животных и птиц, населяющих Пермский край. Было представлено более 70 видов птиц и зверей из фондов Кунгурского и Чусовского музеев. Для дошкольников проводилась театрализованная экскурсия с участием героя русских народных сказок Колобка (использованы материалы Дарвиновского музея). Для учащихся 1-2 классов был организован конкурс рисунков и поделок «Зверьё моё». Для победителей и участников  конкурса состоялся праздник «Твои соседи по планете».

   Традиционной формой работы музея стали передвижные выставки, выездные музейные занятия. Наш город по праву гордится тем, что в нём 18 лет жил писатель В.П. Астафьев, что его жена М.С. Корякина-Астафьева наша землячка. С фотовыставкой «В.П. Астафьев и Чусовой» мы побывали в четырёх школах города и района. Большим спросом пользовалась и выездная экскурсия «Сокровища из сундука». Учащиеся из отдалённых школ не всегда могут приехать в музей, и тогда мы решили отправиться к ним сами. Экскурсия позволила познакомить детей с крестьянской одеждой, дать представление о русских обычаях и обрядах. Обходились мы при этом минимумом вещей – то, что вошло в плетёный сундук.  Для дошкольников проводились выездные экскурсии «Как рубашка в поле выросла», «Чьи это следы», «Юный рыболов». В этом году в день музеев 18 мая мы впервые проводили праздник «Музей во дворе». В его программу  входили выставка на воздухе «Из бабушкиного сундука», театрализованная экскурсия «Смотрины для Емели», выступление хора «Рябинушка», конкурсы, игры, викторины.

   Не забыли мы и про одиночных посетителей, родителей с детьми. Для них организуется игра «Музейный лабиринт», при чём нами разработано три варианта игры для разного возраста. «Загадки леса» - для дошкольников, «Загадки крестьянской усадьбы» - для детей младшего и среднего школьного возраста, «Наша история» для старшеклассников и взрослых. Задания увлекают, выполнять их нетрудно. При необходимости, на помощь всегда приходят сотрудники. Эта игра способствует повышению музейной культуры наших посетителей: они учатся «читать музей» - знакомиться с ним самостоятельно, извлекать информацию из музейной экспозиции. Впервые игра была проведена во время акции «Ночь музеев» и пользовалась большим успехом у посетителей. Разрабатывая подобные программы, музей привлекает в ряды постоянных посетителей новых сторонников общего дела – воспитания и образования подрастающего поколения. Мы помним, что слова Д.С. Лихачёва: «Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла» обращены и к нам, музейным работникам.

Роль музеев в социокультурном пространстве провинциального промышленного города. Материалы пятой научно-практической конференции, посвященной 50-летию музея. Часть 2. - Чусовой. РИА "Никс". 2007. с. 20-24.

МБУК "Чусовской краеведческий музей"
618206, Пермский край, г. Чусовой,
ул.50 лет ВЛКСМ, 10
тел. (34256) 4-23-24
факс. 4-82-94, 4-23-24
E-mail:muzeumworld@mail.ru

Яндекс.Метрика

Поиск